Необычный урок состоялся 4 апреля в Ломоносовской школе №3, что в Горбунках. Его провел для учащихся разных классов – с пятого по десятый – председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Валентинович Тарасов. Актовый зал был заполнен почти сотней школьников.
Ребята не только присутствовали и слушали, но и задавали свои вопросы руководителю областной системы образования. Сергей Валентинович Тарасов – доктор педагогических наук, профессор – каждый из этих вопросов рассматривал как важный и интересный и давал исчерпывающие ответы. Умение задать вопрос – само по себе важное качество, и в этом преуспели ребята, занимающиеся мультимедийной журналистикой: в Ломоносовской школе №3 работает сразу несколько творческих объединений, где учатся готовить видеопрограммы и информационные материалы для интернет-сайтов и выпускать школьные газеты. Надо отметить, что видеооператоры, фотокорреспонденты и репортеры были легко узнаваемы по спецодежде и бейджам, что само по себе говорит о серьезности подхода к профессии.
Об этом и шла речь – о том, как сегодня, в школьных классах, готовить себя к взрослой жизни. Основная тема – «Всероссийские проверочные работы» - рассматривалась гораздо шире. Основная цель Всероссийских проверочных работ (сокращенно – ВПР) – не разделить учащихся на «сильных» и «слабых». Как не раз подчеркивал и во вступительном слове, и в ответах на вопросы Сергей Валентинович Тарасов, главная цель этих работ – оценить качество образования. И поскольку задания идентичные по всей Российской Федерации, то в равных условиях тестируется каждый регион, каждая школа, каждый педагог. «Самая массовая оценочная процедура», как характеризуют ВПР, указывает на успехи и недостатки, достижения и проблемы.
Зачем нужны ВПР? Вопрос, по мнению председателя областного комитета общего и профессионального образования, отнюдь не праздный. В конечном итоге он переходит в «глобальный» для каждого учащегося вопрос: зачем я хожу в школу?
«В Ленинградской области особое внимание уделяется качеству образования, но само по себе это – не самоцель, - уверен Сергей Валентинович. – Оценить качество образования важно, но главное – не сумма знаний, а то, как эти знания помогают молодому человеку реализовать себя, раскрыть свой потенциал, свои способности; как влияют на качество жизни, успешность, на благополучие окружающих, развитие общества.»
Заместитель главы администрации Ломоносовского муниципального района по социальным вопросам, Почетный работник общего образования Российской Федерации Надия Габдуловна Спиридонова присоединяется к этой точке зрения и добавляет: «Перед ребятами, которые сегодня сидят за школьными партами, стоит очень важная задача: научиться учиться. С окончанием школы школа не заканчивается. Если человек хочет быть успешным, он должен продолжать самообразование либо обучение по профессиональным программам.»
Надия Габдуловна обратилась к юным участникам «открытого урока»: «Завтра вы придете на работу с определенным уровнем знаний, возможно – очень высоким уровнем; но вскоре вслед за вами придут другие, у которых этот уровень может быть еще выше. И вы должны быть конкурентоспособными.»
В современном мире конкуренция диктует свои требования. Конкурируют не только предприятия и компании, не только специалисты, но и страны – в том числе в сфере образования. На вопрос о том, в каких странах еще введены на государственном уровне проверочные работы, Сергей Валентинович Тарасов ответил, что такая процедура есть практически во всём мире.
В Российской Федерации в 2019 году ВПР будут выполнять в 4-х, 5-х, 6-х классах обязательно; в 7-х и 11-х – в режиме апробации. Задания и система оценок будут соответствовать Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Проверять работы будут специально созданные в регионах комиссии.
«А почему в разных школах учатся по разным учебникам?», - спрашивает дотошный юный журналист. Сергей Валентинович отвечает, что сегодня школы могут выбирать образовательные программы с углубленным изучением некоторых предметов, профильные направления. Кроме того, существуют школы, например, для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это не значит, что там качество образования ниже. Все учебники соответствуют ФГОС. Все они проходят серьезную апробацию, и в перспективе, по оценке специалистов, перечень учебников будет сокращаться.
«Нужно ли как-то специально готовиться к ВПР?» Сергей Валентинович убежден, что в этом нет необходимости; не надо заниматься «натаскиванием» с репетиторами, а главное – не нужны переживания и бессонные ночи. В том, что надо активно работать на каждом уроке, вряд ли кто-либо усомнится. Но и неудач на контрольной работе не надо бояться. Сергей Валентинович признался, что и сам на первом курсе «завалил» экзамен в институте (он учился на историческом факультете Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена), но потом подготовился и успешно сдал тому же профессору, а закончил ВУЗ на «отлично». «К каждой неудаче надо относиться как к дополнительной возможности испытать себя, добиться успеха», - уверен Сергей Валентинович Тарасов.
Надия Габдуловна Спиридонова считает, что ВПР – это не только проверка знаний, но и постепенная психологическая подготовка к Государственной итоговой аттестации (ГИА). Проверочные работы «тактично и аккуратно» ведут к экзаменам: учащиеся привыкают не впадать в панику, а сосредоточиваться на выполнении заданий.
Председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Валентинович Тарасов отметил, что Ленинградская область по результатам исследований, итогам конкурсов профессионального мастерства учителей, конкурсов «Педагогический дебют» – постоянный лидер в Российской Федерации по качеству образования, по подготовке педагогических кадров, творческому поиску учителей. Поблагодарив коллектив Ломоносовской школы №3 за успешный труд, он пожелал слаженной работы единой команде: учителей – учеников – родителей.
Текст и фото: Александр ГРУШИН
ФОТОАЛЬБОМ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ