Управдомы 21-го века
Их должности по-разному называются: мастер или начальник участка, исполнительный директор или как-то иначе, но объединяет общее дополнение: по обслуживанию жилищного фонда. Идут годы, меняются управляющие организации, строятся новые дома, расселяются старые. Но если в деревне или в посёлке люди привыкли к своему «управдому», здороваются с ним на улице, обращаются с просьбами (а порой и с жалобами) и уверены, что им обязательно помогут, значит — «управдом» на своём месте. Значит, это тот самый человек, который нужен в беспокойном жилищно-коммунальном хозяйстве. Наши управдомы не привыкли к похвалам; не ругают жильцы — и то ладно. Как часто достаётся им за чужие ошибки и чью-то недобросовестность! Но они не опускают рук и терпеливо продолжают делать свою работу. Так давайте же в связи с профессиональным праздником скажем им СПАСИБО!
Особая жилка
Валентина Анатольевна Алексеева считает себя «жилищником старой школы». И не без основания: в жилищно-коммунальном хозяйстве она трудится с 1987 года. И уверена, что у жилищников старой школы в характере особая жилка, своеобразный «знак отличия»; причём, независимо от того, какую должность и в какой организации он занимает. Будь он начальник, сантехник или дворник — если нужно, если аврал — и в выходной, и в ночь выйдет на работу; потому что людям нужно помочь, потому что нельзя их бросить в беде, подвести. Такая специфика, такой характер. Уважение к тем, для кого ты трудишься, и к тем, кто трудится вместе с тобой, — вот что главное. Так считает Валентина Анатольевна. И как с ней не согласиться?!
Ещё в советские времена устроилась на работу дворником из-за служебного жилья, да так и осталась верна жилищной отрасли на многие годы. Занимала руководящие должности в жилкомсервисе Кировского района Санкт-Петербурга, до 400 многоэтажек было в хозяйстве, многочисленный коллектив. За многолетний добросовестный труд награждена медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга», профессиональными наградами, грамотами, отмечена почётным званием «Ветеран труда». Заслугами своими хвалиться считает «неприличным», и сейчас, уже заработав право на заслуженный отдых, продолжает трудиться в нашем районе, в посёлке Большая Ижора, исполнительным директором по обслуживанию жилищного фонда ООО «Союзник».
«74 дома в управлении, - рассказывает Валентина Анатольевна о своей работе. - Своеобразный жилой фонд: всего 30 многоэтажек, 2 двухэтажных дома, 42 одноэтажных так называемой блокированной застройки, но они тоже относятся к многоквартирным. Все дома старые, только два новых, с центральным горячим водоснабжением, — на улице Нагорной, которые были построены по программе расселения ветхого и аварийного жилья. Я люблю свою работу, мне нравится работать для людей, и особенно потому, что большинство жителей мне знакомы, и они знают меня. В основном, все относятся доброжелательно. А есть просто золотые люди!»
Мы беседовали с Валентиной Анатольевной о рабочих буднях и повседневных делах. И меня приятно удивляло, что она не сетует на проблемы, связанные с таким несовременным жилищным фондом; не жалуется на то, что далеко не все жильцы берегут общее хозяйство и не везде сохраняют ту чистоту и красоту, которую наводит управляющая компания, выполняя косметический ремонт подъездов. Зато с радостью рассказывает, как познакомилась со старушкой, которая приехала из Донбасса и устроила у своего дома несказанной красоты цветник и даже маленький аккуратный огородик, в котором всё растёт и зреет (ведь скучает бабушка по оставленному на родине саду!). «Когда встречаешься с такими людьми — это лучшая награда, и хочется сделать для них всё, что можешь, от всей души», — говорит Валентина Анатольевна.
Когда в Большой Ижоре выбирали управляющую компанию, сами жильцы звонили Валентине Анатольевне и просили не уходить. С 2017 года трудится она в штате ООО «Союзник»; удалось наладить оперативное исполнение заявок и регулярную уборку лестничных клеток, систематизировать диспетчерскую службу, выполнить косметические ремонты в подъездах, которые по нормативам проводятся раз в пять лет. «Теперь уже по второму кругу пойдём»,— делится Валентина Анатольевна планами на будущее. Отмечает, что коллектив сложился стабильный, люди безотказные — в любой ситуации не подведут. Одним словом: старая школа!
«Чтобы не было заявок»
— такое главное пожелание своим коллегам в связи с профессиональным праздником произнёс начальник участка по обслуживанию жилищного фонда Русско-Высоцкого Владимир Николаевич Пугач. «Но это, конечно, в идеале, который на практике недостижим», - шутит он. Но отмечает, что когда пришёл работать на свою нынешнюю должность, принимал по 30-40 заявок в день: «Не знал, куда бежать, за что схватиться! У меня на столе такой специальный пенальчик для заявок... Теперь в нём на день — одна-две».
Главный принцип для управляющего — работать на опережение. Электрика, сантехника — за всем надо следить. «Я не кабинетный работник, — так говорит о себе Владимир Николаевич. — Своими руками практически всё могу делать. Хотя и руковожу коллективом из восемнадцати человек. Но вот, к примеру, кровлю на многоэтажках не доверяю никому, сам слежу за состоянием, нахожу места протечек, ремонтирую.»
Владимир Николаевич живёт в Русско-Высоцком с детства. Тут учился в школе. А затем окончил «Военмех» и стал инженером-механиком. «Работал на птицефабрике, пока она не закрылась, - рассказывает он. - Но в Питере работу искать не стал — забот семейных хватало, трое детей. Не хотелось время и здоровье тратить на дорогу. Как раз в местной администрации предложили работать начальником участка. И с 2015 года тружусь в управляющей организации «Жилкомгарант ЛР».
«Жилищное хозяйство растёт, а хороших специалистов для его обслуживания не хватает, - признаёт Владимир Николаевич. - Не хочется современной молодёжи учиться что-то делать руками; больше нравится за компьютером сидеть. Поэтому держится основной костяк. 26 многоквартирных домов в управлении. Ещё по договору обслуживаем инженерные сети в Русско-Высоцком — водопровод и канализацию. А поскольку я местный житель, то всегда как на дежурстве — рабочее ли время или нет, будний ли день или выходной.»
«В нашем деле главное — снабжение»
— считает мастер по обслуживанию жилищного фонда войсковой части 3526 Росгвардии в посёлке Лебяжье Артур Закрович Пипиа. И своим примером заставляет усомниться в ранее прозвучавшем утверждении, что молодые люди сегодня не стремятся осваивать рабочие специальности. Артуру сейчас 33, после Лебяженской школы он поступил в Лесотехническую академию, а потом решил выучиться на слесаря-сантехника; теперь повысил свою квалификацию до 5-го разряда. Вообще, его можно охарактеризовать как молодого человека всесторонне образованного, творческого и имеющего своё собственное мнение и свой взгляд. При этом — не теоретика, а практика, умеющего работать своими руками.
Жилищный фонд у него в управлении хоть и относительно новый, дома построены в двухтысячных годах, но имеет свои характерные особенности. В частности, и сюда дошли санкции. Например, импортное инженерное оборудование, установленное в этих домах, очень трудно обслуживать и ремонтировать сегодня, не имея «родных» запчастей и комплектующих. Приходится искать аналоги, что-то придумывать — в общем, включать инженерную мысль. И в этом деле очень важно, чтобы руководитель организации, в которой работаешь, понимал, что приходится идти на затраты, если нужно обеспечить работоспособность систем. Артур Закрович в нашей неформальной беседе откровенно отметил, что в ООО «Союзник» чувствует себя, как говорится, «под крылом сильной компании»; генеральный директор Александр Викторович Макаров никогда не отказывает в необходимых покупках и вообще всегда поддержит и поможет решить даже очень трудные вопросы.
«С начальником повезло. А что ещё нужно в нашей работе? Стрессоустойчивость!» - заключил Артур Закрович.
Психология нам в помощь
Анна Александровна Адекова — начальник участка по обслуживанию жилищного фонда деревни Низино — учится на 4-м курсе Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, чтобы стать дипломированным психологом. «О, собираетесь сменить работу?» - сразу же вырвался у меня вопрос. «Нет, не планирую, - улыбнулась Анна Александровна. - Мне для нынешней моей работы психология очень нужна! Мы ведь общаемся непосредственно с людьми, причём зачастую не в самой комфортной обстановке, когда что-то случилось, и человек просто не знает, что делать. Для начала его надо просто успокоить, вывести из состояния стресса, а потом уже принимать решение — что делать. Причём, даже не всегда это связано с обязанностями управляющей компании. Представьте, мне звонят и спрашивают, как и где активировать льготный проездной билет… А я думаю: может, как раз я в данный момент и есть тот самый человек, который поможет хотя бы советом; вот и успокоится бабушка, посмотрит на мир другими глазами, без недовольства...»
Днём, в рабочее время, у Анны Александровны всегда с собой мобильный телефон с номером, который в Низино написан на всех информационных стендах. Она лично принимает заявки, сообщения о сбоях и неисправностях. После рабочего дня это делает диспетчер. И надо сказать, благодаря системной работе, аварийные ситуации в многоквартирных домах, которые обслуживает МУП «Низино», возникают редко. Хотя дома — «старички»: 60-х , 70-х годов прошлого века. Теперь управляющая организация почти во всех установила металлопластиковые окна на лестницах, электрик следит за освещением подъездов, в которых сделан косметический ремонт; закрыты решётками подвальные продухи.
«Когда я пришла сюда работать, а было это в 2017 году, приходилось объяснять жильцам, что подвал — это не кладовка и не погреб, а техническое помещение, где проходят инженерные системы. Раньше, когда дома были совхозными, жители привыкли хранить там овощи, закрутки, хозяйственные принадлежности. Оборудовали каморки, вешали замки. А случись что-то — и не доберёшься. И это очень опасно. Приходилось ломать традиции. Но нам удалось решить эту проблему, - рассказывает Анна Александровна. - Людей убедили. Подвалы вычистили, теперь там спокойно можно работать. В домах индивидуальные тепловые пункты, качественное остекление подъездов, светильники со светодиодными лампами — всё это позволяет экономить ресурсы.»
Анна Александровна в жилищной сфере не новичок, с 2008 года, работала сначала в Горбунках кадровиком, и, наверное, с тех пор появился интерес к психологии. «Мы — в своём роде доктора, - считает она. - Если работа связана с людьми, знание психологии помогает принимать верные решения даже в неординарных ситуациях.»
Зима — самый строгий проверяющий
В феврале в поселениях прошли отчётные собрания местных администраций. Как водится, в них всегда участвуют работники управляющих компаний, которые готовы дать отчёт перед жителями: что сделано и что предстоит сделать в многоквартирных домах. Как приглашённый представитель прессы отмечаю: всё меньше вопросов у жильцов к сельским «управдомам»; раньше, бывало, на собраниях не один час уходил на жалобы, взаимные претензии и объяснения. Теперь в жилищной сфере порядка стало больше. Надеюсь, это не субъективное мнение журналиста.
Разговор с Галиной Николаевной Ивановой, начальником участка по обслуживанию жилищного фонда деревни Оржицы, закрепил это впечатление. Подведомственные ей многоквартирные дома — а их 15 — зиму пережили нормально, без проблем. Потому что управляющая организация «Жилкомгарант ЛР» проводит плановые работы, заменяет лестничные окна, ремонтирует кровлю, герметизирует межпанельные швы и делает ещё многое, чтобы в домах было тепло и сухо.
Галина Николаевна в жилищной отрасли трудится с 2010 года. До этого 17 лет отработала в совхозе «Спиринский» — от бригадира полеводов до заместителя генерального директора по производству. Не сразу решилась взяться за новое для неё дело. Большой жизненный и производственный опыт заставил задуматься, в первую очередь, о подборе сотрудников. «Всё зависит от людей, с которыми работаешь», - уверена Галина Николаевна. Сегодня штат участка — 11 человек: электрик, два сантехника, плотник, дворники. Галина Николаевна рассказывает о заменённых системах отопления, кровлях, чердаках, подвалах — там теперь порядок: ни утечек, ни протечек. Косметический ремонт осталось сделать в трёх домах. Что было раньше? В подвалах парит, трубы рвутся… Чтобы устранить прорыв, приходилось перекрывать тепло на все дома, потому что задвижки не работали. Это — в прошлом. А сегодня, как признаётся Галина Николаевна, ей не стыдно людям в глаза смотреть: много сделано! И на совесть.
«Жила бы деревня моя...»
— так в песне поётся. Деревня Пеники и её окрестности стали для Нины Александровны Розумович второй малой родиной. Здесь почти полвека тому назад пришла она в совхоз. Никакой работы не боялась. Была и животноводом, и поваром, и комендантом в совхозном общежитии. Жильё начиналось с барака, так что многоэтажные дома, построенные для работников в период «развитого социализма», воспринимались как сбывшаяся светлая мечта. Сегодня эти многоквартирные дома к совхозу не относятся, да и совхоза-то уже фактически нет. А жилищным фондом управляет выбранная жителями организация «Жилкомгарант ЛР». В сельской местности ключевой фигурой остаётся «управдом». В данном случае — мастер участка по обслуживанию жилищного фонда. В этой должности и трудится Нина Александровна.
Нина Александровна Розумович — ветеран труда, а в ноябре прошлого года исполнилось 25 лет её трудового пути в жилищно-коммунальной сфере. Сегодня у неё в подчинении дружный коллектив из десяти человек. Все местные, кадровой текучки нет.
«Работы хватает, - рассказывает Нина Александровна. - Каждый год делаем косметические ремонты. И не только в Пениках. Два дома у нас в Сойкино. Радует, когда жильцы берегут свой дом. Летом занимаемся сантехникой, работаем в подвалах. Кровлю чиним, поддерживаем в рабочем состоянии ливнёвку домов. Сейчас по протечкам заявок у нас нет. Со снабжением материалами — никаких проблем.»
Приятно беседовать с Ниной Александровной о повседневных делах, да и вообще о жизни. Она — человек улыбчивый, общительный, очень доброжелательный. Вспоминает времена, когда собирались на праздники всем совхозом. Сейчас, конечно, больше разобщённости. Кто-то продаёт квартиры, появляются новые жильцы. Ну что ж, хорошему «управдому» сегодня надо быть оптимистом, улыбка помогает. Давайте и мы улыбнёмся в ответ!
Александр ГРУШИН (текст и фото)